Антон Палагин (antonioinred) wrote,
Антон Палагин
antonioinred

Хит-парад российских авиакомпаний

Удивительно, но в России отсутствует вменяемый механизм рейтингования авиакомпаний. При этом существуют множество разнообразных топ-листов, рейтингов безопасности, качества и пр. подготавливающихся для мировой авиации. Например, рейтинги Skytrax, которые мы знаем по номинациям "World Line Awars" или "Passenger Choice Awards". Скажите, вы там не видели случаем Когалымавиа? Для тех кому лень читать про методику, данные и кучу других "интересных" вещей публикую общий рейтинг сразу (рейтинг пунктуальности см. под катом):





Отечественные рейтинги

Что же мы имеем в России? Например, рейтинг крупнейших авиакомпаний, вычисляемый по пассажирообороту компании. Очень информативно для простого пассажира. А вот "топ авиакомпаний россии и мира", в котором на первом месте идет Трансаэро, на 14-ом давно почивший в бозе Красэйр а замыкает список уютная компания из Singapur Airlines, JAL, EL AL, Ryanair, British Airways и ВИМ-Авиа :-) Отличился и Форбс, составив свой антирейтинг, основывающийся на данных росавиации по задержкам за 2010 год. В рейтинге на первых (худших) местах оказались Sky Express, Авианова, Владавиа а на последних (лучших) гордо красуются Кавминводы, IFly, Сахалин и Башкортостан, при этом Аэрофлот идет всего лишь на 5-ом месте с конца, а S7 и Трансаэро скромно жмутся в серединке. Данные, приведенные Форбсом в своей табличке, на которых основывались расчеты, показывают что угодно, но не реальное положение дел, не реальное число перевезенных пассажиров и не реальное число выполненых и задержанных рейсов.

Периодически ВЦИОМ проводит опрос с целью выяснить наиболее узнаваемый авиабрэнд и предпочтения пассажиров, цитирую: "Аэрофлот" (в том числе "Аэрофлот-Норд") - самая узнаваемая авиакомпания (ее указывают 45% опрошенных). На втором месте - "Сибавиа" (7%), на третьем - "Трансаэро" (5%). Далее следуют "UTair" (4%), "S7 Airlines", "Оренбургские авиалинии" (по 2%). Нда... нет слов.

Информативность этих рейтингов

Информативность всех этих рейтингов, мягко говоря, никакая. Очевидно что ни методика, ни статистические данные не поддаются никакой критике. Контролирующие органы тоже не блещут информированностью. Росавиация публикует только общие параметры гражданской авиации по перевозкам пассажиров и данные о задержках причем в довольно неудобной форме и без всяких попыток понять и донести до пассажира полученные результаты. При этом отсутствуют в свободном доступе такие показатели как аварийность, число авиапроишествий, авиакатастроф, пострадавших и погибших с разбиением по авиакомпаниям. Отсутствуют данные по перронному контролю и т.д.

Как же простому пассажиру сделать свой выбор (если у него есть из чего выбирать)? На чем основываться, выбирая перевозчика? На цене билета? Отзывам в интернете? Сумме уплаченных авиакомпанией налогов за отчетный период? Или чистой прибыли по РБСУ? Может быть по размеру флота и числу однотипных воздушных судов? Числу перевезенных пассажиров? Наконец как нам понять, действительно ли нацпер круче своих конкурентов по большой пятерке в семь раз как показывают опросы ВЦИОМ?

Модель рейтинга

Ответ простой. Необходимо создать математическую модель присваивания рейтингов отечественным авиакомпаниям, основывающуюся на объективных статистических данных и субъективном восприятии цен и сервиса авиакомпании ее пассажирами. Я сделал простенькую модель, основанную на данных по пассажирским перевозкам за первое полугодие 2011 года и данным по задержкам за июнь этого же года. Для вычисления рейтинга используется средне-взвешенное суммирование с весовыми коэффициентами, сумма которых равна 1. Формула выглядит вот таким образом:



Общий рейтинг состоит из шести компонент, описывающих:

  • Число перевезенных авиакомпанией пассажиров за первые полгода 2011

  • Размер флота авиакомпании на середину 2011 года

  • Коэффициент загрузки кресел за первые полгода 2011

  • Число выполненных рейсов за июнь 2011

  • Число задержанных рейсов от 2 до 4 часов за июнь 2011

  • Число задержанных рейсов свыше 4 часов за июнь 2011


Очень хотелось бы добавить сюда статистику авиапроишествий и результаты перронного контроля, но я не нашел этих данных в свободном доступе. Также хотелось бы добавить данные по оценке авиакомпаний пассажирами (например, отсюда), но существующие механизмы оценки и отзывов, мягко говоря, статистически некорректны. Кроме того, росавиация не подсчитывает задержки рейсов длительностью менее двух часов, что не добавляет статистическим данным корректности. Эти шесть компонентов имеют различные веса в вычислении рейтинга, которые можно изобразить следующим образом:



Каждый компонент нормируется от 0 до 1, чтобы привести их к одной единице измерений и взвешивается своим весом. Суммарный рейтинг умножается на 100 для лучшей визуализации. Рейтинг вычисляется по следующей формуле:



Рейтинг отечественных авиакомпаний

Вот данные по 19-ти отечественным авиакомпаниям, собранные в одну таблицу, на основе которой и производились вычисления. Эти авиакомпании перевезли 87% пассажиров за первые полгода 2011. Большая пятерка отмечена более светлым фоном. Все данные взяты с сайта Росавиации (ссылки см. выше) - это официальная статистика.



Общий рейтинг отечественных авиакомпаний выглядит так:



Первая пятерка выглядит так - Аэрофлот, ЮТЭйр, Трансаэро, S7, Россия. Для часто летающих пассажиров результаты, наверное, не являются большим сюрпризом. Однако Аэрофлот не является таким уж неоспоримым лидером, что и покажет рейтинг пунктуальности авиакомпаний:



Аэрофлот задерживает в среднем один рейс из ста, а S7 - 4 из тысячи и даже Глобус 8 из тысячи, что является лучшим результатом, чем дает Аэрофлот. Таким образом, в рейтинге пунктуальности пятерка лидеров выглядит так - S7, Глобус, Аэрофлот, ЮТЭйр-Экспресс и Россия. Сюрприз? До этого я считал, что чартерные авиакомпании сильно подвержены долгим задержкам, однако рейтинг пунктуальности утверждает обратное. Оренбург, NordWind задерживают 3-4 рейса из ста, а Глобус вообще находится на втором месте в рейтинге! RedWings и Вим-Авиа, однако, стараются гордо держать планку, задерживая каждый десятый рейс в среднем. Ну и традиционным лидером является SkyExpress, задерживающий в среднем 15 рейсов из ста. Имейте это в виду, выбирая себе чартер на всесоюзную здравницу.

Tags: интересно, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments